perelandra Чт апр 18, 2013 3:15 pm
Служба на Украине
Мой 584-й отдельный авиационный инженерный полк (ОАИП), куда я прибыл в конце января 1961 года, располагался в небольшом поселке рядом с железнодорожной станцией Подгородная под городом Первомайск Николаевской области. Вся техника и службы полка размещались на территории военного аэродрома, где для отвода глаз на взлетно-посадочной полосе стояли несколько самолетов: ТУ-4 (советская копия американского Б-29), ИЛ-28, МИГ-15, как будто мы лётная часть, а не ракетная. Мы все носили авиационную форму. Офицеры и их семьи жили неподалеку в военном городке в ДОСах (домах офицерского состава).
Моя первая должность – техник расчетно-геодезической службы при штабе полка. Первый приказ, который я получил от заместителя начальника штаба – немедленно заменить все петлички с черных на голубые, инженерные эмблемы - на авиационные птички, синие инженерные канты выпороть и заменить их голубыми. Срок 2 дня. Моим непосредственным начальником был умудренный опытом и прошедший войну майор Евгений Борисович Ерёменко, жутко старый, как нам казалось – 42 года. Умный, деликатный и очень воспитанный человек. Относился ко мне очень уважительно, что было непривычно, поскольку остальные начальники, закончившие военные учебные заведения, на нас – гражданских пиджаков смотрели свысока и откровенно недолюбливали.
Примерно через год изменилась штатная структура полка, геодезистов передали непосредственно в боевые подразделения – эскадрильи и меня назначили начальником расчетно-геодезического отряда при 1-й эскадрилье. Это была капитанская должность и мне очень многие завидовали, поскольку подавляющее число молодых офицеров, которые пришли в полк раньше, сидели на должностях старших лейтенантов. Задача отряда: привязка стартовых позиций и расчет данных на пуск крылатых ракет. В отряде насчитывалось около 13 человек, притом полный интернационал: ст. лейтенант Гурин Владимир – белорус, лейтенант Махсма Валерий – грек, сержант Аристов и рядовой Дыхнев - русские, сержант Жажко – молдаванин, ефрейтор Метревели - грузин, ефрейтор Василяускас - литовец, рядовые Корнияка, Кухаревич, Ярмолич - украинцы, рядовой Коган – еврей, рядовой Юнусов - узбек. На вооружении были топопривязчик (на базе ГАЗ-69), ГАЗ-63 с кунгом для перевозки солдат и оборудования, 2 гиротеодолита, обычные теодолиты с дальномерными насадками, мерные ленты, арифмометры электрические и ручные, палетки, диаграммы и счетные линейки для расчета данных на пуск ракеты.
Точнее ФКР-1 это не ракета, а самолет-снаряд. Планер, фюзеляж и двига-тель от МИГ-15, крылья стреловидные, сильно скошенный назад киль, вместо кабины пилота – боевая часть (фугасная – 500 кг или ядерный заряд 2-12 килотонн). Длина корпуса - 7 м, диаметр - 0.9 м, размах крыльев – 4.7 м, стартовый вес – 3 тонны. Стартует с пусковой установки – стального желоба. Перед стартом маршевый авиационный двигатель разгоняется до максимальных оборотов, затем включается стартовый пороховой ракетный двигатель (СПРД), он менее чем за 2 секунды выстреливает ракету, задавая скорость до 1100 км/час. Дальше до цели ФКР летит как самолет в горизонтальном полете в равносигнальной радиозоне, задаваемой излучателем сканирующей антенны. Высота полета 600-1200 м. Пикирование на цель происходит по заложенной на борт команде или, при необходимости, – вручную. Дальность – до 90 км, с подвесными баками – до 120 км. Точность попадания в цель 500 м (реально иногда получалось 150 м).
В то время такой низколетящий объект практически нельзя было перехватить (на полигоне во Владимировке на заранее известной трассе полета стояли в готовности самые разнообразные зенитные установки, знали время, когда пролетит, и то не могли сбить).
В полку по новым штатам было 2 стартовые эскадрильи и одна техниче-ская. В каждой эскадрилье по 2 стартовых отряда. Состав отряда: 2 пусковые установки (ПУФР), станция управления (СУФР), антенна (АФР), электростанция (ЭФР), автомобиль с комплектом кабелей. Вся техника на колесах (на базе КрАЗ).
Геодезическая подготовка стартовой позиции заключалась в определении координат закрепляемой колышком точки, над которой центрировалась антенна, а также дирекционного угла с данной точки на веху, устанавливаемую метрах в 50-100 по направлению на цель. Требования по точности координатной привязки – 10 м, по направлению на цель – 1 угловая минута.
Время разворачивания стартового отряда на подготовленной позиции от прибытия до пуска ракеты на «отлично» – 25 минут. Это в идеале. Но всегда что-то отказывало или не работало. Надежность была низкая, официально порядка 0.5 (это вероятность того, что будет сделан пуск в заданное время). А пуск ракеты красив и эффектен: рев авиационного двигателя, выводимого на максимальные обороты, затем грохот и столб пламени стартового порохового ускорителя, самолет срывается с места под углом ~ 20º и мгновенно удаляется, только видно, как кувыркаясь, летит на землю отделившийся от него СПРД.
Расположение полка имело 3 кольца колючей проволоки с охраной. За первым кольцом размещались штаб, тыловые и обслуживающие подразделения, казармы для солдат, столовая, плац, спортивные площадки и т.д. За вторым кольцом в ангарах и крытых помещениях стояла техника стартовых эскадрилий, технических подразделений и в складах хранились сами ракеты. Наконец, за третьим кольцом располагалась отдельная часть (подвижная ремонтно-техническая база - ПРТБ). На её территорию офицеры нашего полка не допускались. ПРТБ свои изделия на учения вывозила в огромных кунгах мрачного темно-зеленого, почти черного цвета. Базовый автомобиль - КрАЗ.
Наш полк был образцово-показательным. Постоянно кому-то демонстрировали технику, нас инспектировали разные комиссии и личный состав здорово дрючили. Не обходилось без обязательной в таких вещах показухи и желания угодить вышестоящему начальству. На практических пусках в августе 1961 года мы стреляли из района Рыбаковки (это южнее поселка Тузлы на берегу Черного моря) через залив на Тендровский полуостров. Так для высокого руководства на крутом берегу были построены не только крытые трибуны и палаточный городок со всеми удобствами, но и спуск в воду по струганным доскам, чтобы не дай бог важные особы не укололи ноги колючками.
Геодезию (координаты старта и цели) вылизали до долей метра и много-кратно перепроверили. Пуск, к которому долго и тщательно готовились, был очень впечатляющим: в момент старта над пусковой установкой были выведены 2 МИГ-17, они пристроились чуть выше сзади от ракеты и сопровождали её в район цели. Надо отдать должное великолепной до долей секунды синхронизации работы всех систем воздушной армии при организации этого показа. А у меня случилась неприятность: кто-то из проверяющих полковников или подполковников, перед которыми я, лейтенант, естественно робел, заиграли большой 12-кратный бинокль. Потом за него из моего месячного денежного довольствия вычли почти половину.
Учения с выездом техники на полигоны Грушевка и Киево-Александрока проходили довольно часто и зимой в мороз и в остальные времена года почему-то всегда в дождь и распутицу. Передвигались только ночью, чтобы нас нельзя было распознать, соблюдая страшную секретность. Но жители в округе всегда и всё знали.
Где-то в деревне ночью КрАЗ не вписался в поворот и повалил забор. Выскакивает дед и орет:
- Куды ж ты, сукин сын, прэшь со своей пусковой установкой! Шоб тоби повылазыло!
Темно, пусковая установка полностью зачехлена и без опознавательных знаков. Откуда он знает?
Un día todo irá bien: he aquí nuestra esperanza. Todo va bien hoy: he aquí la ilusión..