Идеологически дневной Бангкок имеет два центра – один исторический, другой современный. В первом находятся королевский дворец, крупнейший музей-монастырь Ват Пхо,
гигантский кхмерский храм Ват Арун, вдохновленный Ангкор-Ватом, и так далее
(когда я говорю гигантский, не понимайте буквально: Исаакиевский в Питере все равно выше, а Софийский в Новгороде все равно шире
) Дома вокруг достопримечательностей старые, невысокие, движение не сильное, на каждом шагу лавчонки со снедью, напитками и безделушками. Патриархальная, так сказать, часть Бангкока.
Сюда мы добирались от дома на маршрутном катере. Если у нас речные трамвайчики служат для прогулок и увеселения, то в Бангкоке маршрутные катера и моторные сампаны – равноправный вид транспорта, и в час пик там тоже давка, как в наших автобусах, и пассажиры стоят в проходе, уцепившись за поручни. Правда, проезд стоит не 25 рублей, а всего 6. И по бортам лодочек, как юркие обезьянки, лазают ловкие кондукторы, собирая плату с проезжающих, и поминутно рискуя свалиться в воду
Описывать красоты храмовых комплексов столицы Тайланда – занятие неблагодарное. Это надо видеть. Вычурные, разноцветные, и в то же время удивительно гармоничные, со своими павильонами – «ботами»,
сокровищницами – «вихарами», устремленными в небо остроконечными «ступами», под которыми захоронены буддийские святыни,
фантастическими скульптурами человекоптиц и зверолюдей, обезьян и воинов, охраняющими храм (в качестве подкрепления последним были также замечены несколько отделений регулярной армии, которые были гораздо скромнее, и прятались от глаз туристов).
Икон у них практически нет. Допускаются фрески с изображениями жития святых. Поклоняются же не двумерным, а трехмерным богам. Один только 46-метровый обшитый листовым золотом «Прилёгший Будда» чего стоит, у которого на пятках драгоценной перламутровой аппликацией изображены 108 его воплощений.
Или «изумрудный» Будда, совсем маленький, 66 сантиметров, но вырезанный из цельного куска нефрита…
Вообще тут тысячи изваяний и барельефов Будды. И Будде в Тайланде поклоняются не только люди, но и кошки
На территории Ват-Пхо встречаются маленькие скульптурные группы с массажной тематикой, и тут находится старейшая школа тайского массажа, где мы прошли сеанс у хранителей этого искусства древних мастеров.
Ват-Пхо и королевский дворец расположены рядом, через площадь, и обнесены белокаменными стенами, так что у них получается два кремля – светский и духовный. Хотя, на территории дворца тоже хватает различных пагод. Само здание дворца строили и достраивали разные короли в разное время, и каждый на свой лад. Так что оно как бы символизирует связь времен и культур: первый этаж выполнен в стиле классицизма, второй повеселее, что-то вроде барокко, третий ближе к традиционной восточной архитектуре, а крыша вычурная, как у храмов.
Деловой центр Бангкока являет полную противоположность старому. Тут самое оживленное движение на дорогах, над дорогами на высоте пяти этажей носятся монорельсовые поезда, высятся офисные небоскребы и супермаркеты, а все первые этажи отданы под бутики и рестораны.
Хотя, в отношении небоскребов Бангкок ведет себя поскромнее, чем Куала-Лумпур, который просто подавляет количеством, грандиозностью и разнообразием произведений ультрасовременной архитектуры. А буквально в двух километрах от всего этого сверкающего великолепия можно обнаружить такие убогие лачуги, что кажется, перенесся не только в другую страну, но и в другую эпоху.
Отдельно стоит сказать о каналах Бангкока (клонгах). Система их обширна и разветвлена существенно сильнее, чем в Питере. В некоторых местах она разделена шлюзами. Но если в Питере, как в европейском городе, берега одеты в бетон, а вдоль каналов идут улицы, то в Бангкоке берега плотно, один к одному, утыканы домами и домишками. Ближе к реке Чао Прайя встречаются вполне приличные кирпичные постройки в два-три этажа, а чем дальше, тем беднее они становятся, вплоть до сарайчиков, у которых три стены обиты досками, между которыми можно руку просунуть, а четвертой, выходящей на канал, нет вовсе.
И можно видеть брошенный на пол матрас, какую-нибудь убогую этажерку да выводок голопопой ребятни. И везде сушится на веревках белье. Водопровода и канализации в таких «домах» нет, и остается только догадываться, как их жители выходят из положения. Вероятно, нужники и помойки у них еще есть, но вот пищевые отходы, несомненно, отправляются прямо в канал. Посему вода, и без того мутная от ила, очень грязная, и кишмя кишит рыбой. Причем, не чахлой таранькой, а раскормленными такими рыбинами, килограмма по два. Так что береговые обитатели могут выловить себе ужин, не выходя из дома. В общем, клонги Бангкока – одно из самых экзотических зрелищ в этом городе.