Wladimir Чт сен 06, 2007 4:36 pm
2.
НУЖНО БЫТЬ НА УРОВНЕ!
Итак, какие же бывают уровни, какой уровень нужен лично вам (в зависимости от ваших целей), и сколько времени придется потратить, чтобы этого уровня достичь? Для удобства будем ориентироваться на английский язык, как самый востребованный, и в котором существует самая разработанная система разнообразных тестов и международных экзаменов. Условно будем оценивать уровень владения английским языком по десятибалльной шкале.
0 – «нулевой уровень». Многие сразу начинают говорить: «да, да, это как раз про меня! Что-то учил в школе, но совершенно ничего не помню! Полный ноль!» Нет! Если вы что-то учили в школе, то это уже не имеет к вам никакого отношения. Нулевой уровень у тех, кто никогда не учил английский язык и не знает даже алфавита. Ну, если, к примеру, учил в школе немецкий язык или французский, а с английским никогда и не сталкивался.
1-2 – Beginner. Опыта применения языка нет никакого. Отдельные простые слова и выражения понятны, о чем-то можно с большим трудом догадаться. О грамматике самое смутное представление. В общем, это типичный уровень для выпускника советской школы, который два раза в неделю делал вид, что учит какие-то «темы» об орденах комсомола, а на самом деле списывал математику под партой. В случае острой необходимости какие-то слова все же всплывают в голове – «паспорт, такси, хау мач», но связного разговора не получается.
Чтобы достичь этого уровня с полного нуля, достаточно проучиться на приличных языковых курсах за рубежом от 4 до 6 недель, примерно 120 – 150 учебных часов. Кстати, обо всех расчетах (неделях, часах и т.п.) – это средние показатели для основной массы обучающихся с нормальными способностями (каковых примерно 80%), десять процентов лингвистически одаренных студентов выучат все намного быстрее, а десяти процентам понадобится больше времени и усилий, чтобы достичь того же результата. Людей, вообще неспособных к изучению языков, не существует – заявляю это категорически. Если вы говорите по-русски, то можете говорить и на любом другом языке, нужно лишь приложить определенные усилия и потратить определенное время.
Вот, написал, и самому грустно стало: как ни крути, а месяц-полтора на языковых курсах за рубежом успешно заменяют пятилетнее изучение языка в нашей обычной средней школе… ну, это, конечно, если на тройку. Если все пять лет старательно выполнять домашние задания, то можно добиться гораздо более значительных успехов и подняться на более высокий уровень.
3 – Elementary. Есть знание простых грамматических конструкций. Возможно поддержание разговора на знакомую тему – но вот, к сожалению, количество знакомых тем весьма ограничено. Есть понимание простых предложений и речевых конструкций – особенно если говорят медленно и поясняют сказанное жестами.
Добавьте к прежнему уровню 80-100 учебных часов. Кстати, на большинстве языковых курсов у нас в России один уровень как раз и составляет примерно часов 80, то есть, если учиться два раза в неделю по 4 академических часа, то это примерно 10 недель, два-три месяца. За рубежом можно уложиться в три недели интенсивных занятий.
4 – Upper-Elementary. То же самое, но уже лучше. Еще несколько недель интенсивного изучения языка. Вообще на начальных этапах сложное тестирование обычно не проводится, в связи с тем, что никакого практического значения такие тесты не имеют. Так что на самом деле граница между этим уровнем и следующим довольно размыта.
5 – Pre-Intermediate. Можно поддержать разговор на знакомую тему. Знание грамматики довольно хорошее, хотя словарный запас ограничен. Можно произносить довольно связные предложения практически без ошибок, если эту тему вы проходили на занятиях. Это иногда приводит к парадоксальной ситуации, если вам приходится общаться с иностранцами – им кажется, что вы вполне сносно говорите по-английски, и они радостно начинают что-то вам излагать в нормальном темпе, возбужденно размахивая руками. А вот вы, выложив все, что знали, осознаете, что больше ни черта не понимаете, и чувствуете себя не в своей тарелке.
На этом уровне уже можно попробовать сдать какой-нибудь тест по языку, хотя практической пользы от этого не будет. Этот уровень примерно соответствует результату 4-4.5 при сдаче экзамена IELTS, 460 баллов при сдаче TOEFL (старый вариант), можно попробовать сдать Кембриджский экзамен PET (Preliminary English Test).
6 – Intermediate. Это так только называется – «средний» уровень. А на самом деле это уже вполне приличный уровень - можно довольно свободно общаться на повседневную тематику. Чтение и письмо на хорошем уровне, неплохое владение грамматикой, приличное понимание разговорной речи. Хотя ошибки встречаются довольно часто, и словарь еще ограничен. Это примерно уровень выпускников наших спецшкол с преподаванием ряда предметов на английском языке – можно сдавать вступительные экзамены по языку в наши университеты или поступать на подготовительные курсы в западные учебные заведения.
Международные тесты: IELTS 4.5-5.5, TOEFL 460-510, Кембриджский экзамен First Certificate of English (FCE) на С.
7 – Upper-Intermediate. Начиная с этого уровня владение английским языком имеет уже функциональный характер – то есть можно поступать в какие-то высшие учебные заведения, устраиваться за рубежом на работу, не требующую чрезмерного общения с клиентами и т.п. А уж для родителей, не владеющих языком, никаких сомнений больше нет – ребенок владеет языком «свободно» и «в совершенстве». При поездках за границу вместе с родителями он успешно ведет переговоры с официантами, и те обычно приносят именно то, что и заказывали. Поэтому когда выясняется, что для поступления в Оксфордский университет нужно еще учиться примерно полгода для сдачи экзамена IELTS на соответствующий балл, родители теряют дар речи от изумления и начинают подозревать, что кто-то просто хочет выставить их на лишние деньги.
Но тут на самом деле все просто: есть международные экзамены, на которых все аспекты владения языком оцениваются в баллах. Считаешь, что английский язык на уровне – иди сдавай! Не сдал на нужный балл – иди доучивайся, никто ни в каком западном университете даже и разговаривать о приеме не будет, если нет официального документа.
IELTS 5.5 – 6.5; TOEFL 510-560 (200-215 по-новому); FCE на А или В.
8-9 Advanced. Боюсь, что на уровнях выше восьмого («продвинутого») разница в уровне владения иностранным языком понятна только специалистам. Я, во всяком случае, затрудняюсь объяснить популярно, не прибегая к маловразумительным фразам типа «неадекватное использование идиоматических оборотов в данном контексте» или «ограниченный диапазон применения сложных предложений». Это уровни вплоть до IELTS 7.0, TOEFL 625 (265), Кембриджский экзамен Proficiency (CPE). Можно поступать практически в любые университеты за рубежом, устраиваться на любую работу.
Выше только 10 уровень – практически уровень владения языком местного жителя, аборигена, так сказать. Вот именно этот уровень и можно было бы назвать «владение языком в совершенстве».
Таким образом, путь по этой лестнице с уровня выпускника хорошей спецшколы с английским языком до уровня абитуриента Оксфордского университета занимает как минимум целый год обучения за рубежом, каким обидным бы это ни казалось нашему выпускнику. Ну хорошо, способному и трудолюбивому выпускнику, возможно, хватит и 9 месяцев. А при интенсивном обучении (по 30 часов в неделю), возможно, и полугода.
Тут нужно сделать кое-какие пояснения. Когда речь идет об уровне владения языком местного жителя (native speaker), то подразумевается прилично образованный и в меру эрудированный местный житель, для которого этот язык является родным. Да и то, Кембриджский экзамен на “Proficiency” не каждый англичанин сможет сдать. Что уж говорить об огромном количестве иммигрантов из самых разных стран мира, говорящих по-английски весьма специфически. Порой студенты, приехавшие изучать английский на высоких уровнях, говорят на нем гораздо лучше тех, с кем приходится сталкиваться, скажем, на улицах Лондона.
Но без обучения в стране изучаемого языка овладеть живым современным языком практически невозможно – никакие учебники не успевают отслеживать то, что происходит с языком, когда смешиваются самые разные жаргоны, диалекты, арго, иноязычные заимствования. Нужно оказаться не только в языковом, но и в культурном контексте, знать, о чем пишут газеты, что обсуждают по телевизору, какие поют песни, какие анекдоты рассказывают… Только тогда можно будет сдать экзамены на высший балл.