Страница 1 из 37

Секреты полиглотов (как учить иностранные языки)

СообщениеДобавлено: Пт фев 11, 2005 3:11 pm
Wladimir
До сих пор никто точно не установил, каким же количеством языков человек может овладеть. Достоверно лишь одно: на протяжении всей истории человеческой находились люди, которые могли в разной степени изъясняться не только на родном языке, но и на нескольких (или многих) иностранных.
Так, легенда гласит, что Будда говорил на полутораста языках, а Магомет знал все языки мира. Самый известный полиглот прошлого, чьи способности засвидетельствованы вполне достоверно, жил в прошлом веке - хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти (1774 - 1849 гг.)
О Меццофанти еще при его жизни ходили легенды. Кроме основных европейских языков, он знал эстонский, латышский, грузинский, армянский, албанский, курдский, турецкий, персидский и многие другие. Считается, что он переводил со ста четырнадцати языков и семидесяти двух "наречий", а также с нескольких десятков диалектов. Свободно говорил на шестидесяти языках, почти на пятидесяти писал стихи и эпиграммы. При этом кардинал никогда не выезжал за пределы Италии и изучил это немыслимое количество языков самостоятельно.
Не очень верится в такие чудеса. Тем более что "Книга рекордов Гиннеса" утверждает, что Меццофанти бегло говорил только на двадцати шести или двадцати семи языках. Байрон писал о знаменитом кардинале:
"...Это лингвистическое чудо, ему следовало бы жить во времена вавилонского столпотворения, чтобы быть всеобщим переводчиком. Я проверял его на всех языках, на которых знаю хоть одно ругательство, так он поразил меня настолько, что я готов был выругаться по-английски".
Однажды Меццофанти спросили: "Сколько языков может знать человек?" Он ответил: "Столько, сколько угодно Господу Богу". В его время еще помнили о судьбе финского студента, которого судили и сожгли на костре за то, что он с неимоверной быстротой изучал иностранные языки, что, как считалось, было невозможно без содействия нечистой силы.
С тех пор в реке времени утекло много воды. Изменился мир. Полиглотов уже не приговаривают к смерти. Но отношение многих наших современников к таким удивительным феноменам по-прежнему дает волю суеверным домыслам. Наука же еще не проникла в сущность загадки полиглотов, загадки, что касается нас всех.

СообщениеДобавлено: Пт фев 11, 2005 3:12 pm
Wladimir
Знание иностранных языков издавна считалось неотъемлемым признаком высокой культуры. Многие исторические деятели, дипломаты и полководцы в совершенстве владели несколькими иностранными языками. Мало кто знает, что Богдан Хмельницкий владел пятью языками. Императрица Екатерина II, кроме родного немецкого и русского, в совершенстве владела еще тремя языками.
Немало полиглотов было среди ученых и писателей. Александр Грибоедов с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал латинский и греческий. Позже овладел персидским, арабским и турецким.
Писатель Сенковский (барон Брамбеус) был известным полиглотом: кроме польского и русского, знал еще арабский, турецкий, французский, немецкий, английский, итальянский, исландский, баскский, персидский, новогреческий. Изучал монгольский и китайский.
Баснописец Крылов великолепно знал французский, итальянский и немецкий языки. Позднее выучил древнегреческий. Изучал английский язык.
Лев Толстой в совершенстве владел английским, французским и немецким языками, свободно читал на итальянском, польском, чешском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковно-славянский, изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Николай Чернышевский уже в 16 лет весьма основательно изучил девять языков: латинский, древнегреческий, персидский, арабский, татарский, древнееврейский, французский, немецкий и английский.
Закономерно хорошо владели языками многие ученые-лингвисты. Среди зарубежных лингвистов самым большим полиглотом был, по-видимому, Расмус Кристиан Раск (1787 - 1832), профессор Копенгагенского университета. Он говорил на двухсот тридцати языках и составил словари и грамматики нескольких десятков из них.
Немецкий ученый Йоханн Мартин Шлайер, придумавший волапюк - язык международного общения, предшествовавший эсперанто, знал сорок один язык.
На двадцати восьми языках бегло говорили сэр Джон Боуринг (1792 - 1872) и доктор Гарольд Уильямс из Новой Зеландии (1876 - 1928).

СообщениеДобавлено: Пт фев 11, 2005 3:14 pm
Wladimir
Есть настоящие полиглоты и в наше с вами время. Так, бельгийцу Йохану Вандевалле чуть больше сорока лет, но он уже известен за пределами своей страны как выдающийся полиглот: он знает тридцать один язык. За исключительные достижения в изучении иностранных языков специальное европейское жюри, в состав которого вошли известные западноевропейские лингвисты, присвоило бельгийцу почетную "Вавилонскую премию".
Йохан категорически отрицает, что у него есть какие-то особые лингвистические способности. По образованию он инженер-архитектор.
Итальянский профессор-лингвист Альберто Тальнавани свободно говорит на всех европейских языках. Он является членом пятидесяти академий наук мира. Уже в 12 лет будущий полиглот владел семью языками. В 22 года он получил диплом выпускника Болонского университета. Тогда он знал пятнадцать языков. Ежегодно римский профессор овладевает двумя-тремя языками! На одном из лингвистических конгрессов (в 1996 году) он выступал с приветствием на пятидесяти языках.
В Будапеште живет переводчица и писательница Като Ломб, которая свободно владеет русским, английским, немецким, испанским, итальянским, французским, польским, китайским и японским языками и еще с шести языков переводит художественные и технические тексты. Самое интересное состоит в том, что Като Ломб все языки выучила в довольно зрелом возрасте и за короткий срок. Испанский, например, она выучила всего за месяц. В гимназии ее считали языковой бездарью и вообще неспособной ученицей.
В Великобритании непревзойденным полиглотом сегодня можно считать журналиста Гарольда Уильямса, который знает восемьдесят языков. Интересно, что греческий, латинский, иврит, французский и немецкий Гарольд выучил, когда ему было всего одиннадцать лет.
Только что выпущен в свет новый том Книги рекордов Гиннесса на английском языке. Самым главным полиглотом планеты признан сорокалетний Зияд Фавзи, бразилец ливанского происхождения, который владеет пятьюдесятью восемью языками. Несмотря на выдающиеся способности, сеньор Фавзи - человек в высшей степени скромный. Скромно преподает иностранные языки в университете Сан-Паулу и переводит с любого из пятидесяти восьми языков. И хочет переводить со ста. Причем - с любого на любой. Сейчас он готовит к изданию учебники по нескольким языкам, используя свой метод быстрого усвоения материала.
Ряд полиглотов можно продолжать, может быть, не до бесконечности, но еще очень долго. Однако, хочу обратить ваше внимание на тот печальный факт, что россиян среди них будет мало. И хотя на бескрайних российских просторах вряд ли найдётся школа, где не преподаётся какой-нибудь иностранный язык, не многие из россиян могут похвастаться хорошим знанием, например, английского и уж тем более какого-либо другого языка. В связи с этим возникает резонный вопрос – почему?

Источник: http://lingvoman.vinidiktov.ru/book/view/46

СообщениеДобавлено: Пт фев 11, 2005 4:38 pm
Wladimir
Но россияне тоже кое на что способны. Судите сами.

Евгений Михайлович Чернявский известен в кругах коллег-филологов как уникум: он знает (в разной степени, конечно) тридцать восемь иностранных языков. В разное время ему приходилось преподавать в общей сложности одиннадцать языков, переводить научные труды и художественные произведения с двадцати восьми. С одиннадцатью языками он работал как переводчик-синхронист, шестью он владеет в такой степени, что люди, для которых эти языки родные, принимают Чернявского за своего соплеменника. Между тем свои знания Евгений Михайлович приобрел в основном самостоятельно, в свободное время. Он утверждает, что у него нет ни особого таланта, ни особых способностей, ни феноменальной памяти. Просто ему было интересно изучать иностранные языки, и он увлекся.

Доцент кафедры скандинавской филологии Петербургского университета Сергей Григорьевич Халипов знает сорок четыре языка. Встречая его в университете, студенты восхищенно говорят ему вслед: "Это Халипов, который знает сто языков". Что ж, молва всегда склонна к преувеличению. Сам Халипов считает, что он знает восемь языков, еще на десяти говорит, на остальных читает, пишет, переводит с них.

Источник: http://www.admetas.com

СообщениеДобавлено: Пн фев 14, 2005 11:54 am
Wladimir
Возникает вопрос: почему это одни могут изучить много языков, а некоторые и одного языка толком выучить не могут. Конечно полиглоты, что бы там не говорили, это люди особые. И не только потому, что обладают неординарными способностями. Они посвящают своему увлечению практически все время. А как иначе не только изучить десятки языков, но и поддерживать их все в рабочем состоянии ? Тут и с одним проблема. Но с другой стороны, один язык выучить то можно наверное.
Я и сам себе задавал вопрос: "Почему это я учил язык так долго, но совсем не выучил ?" Действительно, я учил английский в школе ( обычной) 5 лет, в институте 2 года, на курсах 2 года (итого - 9 лет), но толком его так и не выучил. И ладно, если бы только я был такой тупой, так нет, никто не выучил (из тех, кого я знаю).
Ответ я получил после обучения в течение 9 месяцев на курсах испанского языка, после которых я мог довольно свободно читать и более-менее свободно говорить. И знания оказались довольно прочными. По крайней мере, когда через несколько лет мне понадобилось их применить, то оказалось, что никто не забыт и ничто не забыто.
В чем же дело ? Совсем не в том, что испанский язык намного проще английского (в чем-то проще, а в чем-то и сложнее). Все дело в том, что испанским я занимался на очень интенсивных курсах. Так получилось, что у меня оказалась возможность заниматься 6 раз в неделю, по 4 часа в классе и еще часа 2 дома. В результате, за 9 месяцев я достиг больше, чем за 9 лет.

Все дело в том, что процесс обучения похож на знаменитый бассейн из задачи по арифметике, в который по одной трубе что-то втекает, а по другой вытекает. Наполняться он будет, только если втекать будет больше, чем вытекать. Так и с обучением. Мы одновременно учим (вода втекает) и забываем (вода вытекает). Процесс будет положительным только при некой достаточно большой интенсивности занятий. То есть английский я не выучил только потому, что занимался неинтенсивно. Такими темпами можно учить язык и 20 лет и все равно не выучить (что некоторые и делают), а можно напрячься и выучить (ну не в совершенстве, конечно, а заложить фундамент, который уже не забудется ) за 6-9 месяцев.
Конечно не каждый может себе позволить заниматься 6 часов в день (у меня самого это был единственный такой период в жизни, можно сказать повезло). Но неплохих результатов можно достичь занимаясь и 1-2 часа в день (но обязательно каждый день !).
Короче говоря, язык не только можно изучить достаточно быстро, но его и нужно учить достаточно быстро (т. е. интенсивно), и только так его и можно выучить. Речь идет конечно о приобретении базового уровня, от которого можно потом идти дальше, практикуясь. А вообще совершенствоваться можно всю жизнь.
В общем, почему бы вам не попробовать, собрав в кулак волю и проявив характер, изучить хотя бы один иностранный язык, например, испанский?

СообщениеДобавлено: Пн фев 14, 2005 11:57 am
Wladimir
Первый вопрос: как же выкроить эти 1-2 часа, если совсем нет времени ?
Ответ: Вставать на полчаса раньше, ложиться на полчаса позже и использовать время поездки в транспорте на работу (учебу) и с работы (учебы). Вот и получите искомые 2 часа. А если еще поискать ?

Второй вопрос: как заставить себя заниматься каждый день ? У меня вопрос решался просто: меня просто обязали на работе заниматься на этих курсах (а я и не сопротивлялся) и выучить испанский за 9 месяцев, чтобы иметь возможность общаться с кубинцами и худо-бедно выполнять роль переводчика. Делать нечего, приказ есть приказ: надо учить. Хотя мне и самому хотелось выучить. Проверить, смогу ли я его выучить за такой срок.
Так что у меня стимул был.
А если заниматься самостоятельно ? Как себя заставить ?
Ответ: Надо не заставлять, надо чтобы хотелось. Вот тут и будет незаменим такой учебник как интересная книга. Как я уже говорил в книге можно всему научиться не хуже, чем в учебнике. Но книгу же еще интересно читать (в отличие от большинства учебников). А только интерес может помочь сохранить желание заниматься. Поэтому книгу надо выбирать интересную Вам. Я например читал детективы (и язык не очень сложный и мне было интересно).

Поможет сохранить интерес к занятием также возможность применять полученные знания (или хотя бы такая перспектива).
Вопрос: Но где их применять если нет возможности общаться с испаноговорящими ?
Ответ прост: активно участвуйте в работе форума. Здесь можно пообщаться на испанском языке и много полезного почерпнуть.
Так что, как говорят в рекламе, пишите прямо сейчас.
Надеюсь (хотя уже не очень) я Вас убедил.

Давайте общаться и практиковаться в испанском ! Не стесняйтесь !

СообщениеДобавлено: Пн фев 14, 2005 12:58 pm
Fr_Snork
Я согласна с Владимиром в части изучения языка самостоятельно !Если никто не заставляет, но очень хочется- то ПОЛУЧИТСЯ!!Мне правда нечем особенно похвастаться ( учу давно),но те знания , что уже есть позволяют общаться на "повседневном " уровне с разными людьми из разных испаноговорящих стран по Интернету!И это здорово! Правда, после самостоятельных занятий было время , когда "зашла в тупик" и поняла необходимость "живого общения",Но и здесь выход нашелся-занималась с девочкой- студенткой лингвистического ВУЗа.И не дорого и эффективно!!Заговорила!!!!!! УРЯ! Вот теперь надеюсь поехать в Испанию ,послушать, а может и поговорить!.Есть желающие??:О)))

СообщениеДобавлено: Пн фев 14, 2005 4:48 pm
LoboCano
Jejeje claro que si!
Конечно есть!

Насчёт времени для изучения языка - выключите этого монстра по имени ТЕЛЕВИЗОР и вы получите пару часов в день совершенно бесплатно.

СообщениеДобавлено: Чт фев 17, 2005 7:49 pm
Fr_Snork
Y ordenador. Nesecita desconectar :O))Y conectar solamente para hablar con sus amigos espanoles y latinoamericanos :O))).SI? :O))

СообщениеДобавлено: Пт фев 18, 2005 1:38 pm
LoboCano
Si,si! Pero de que manera es posible meterlo en las cabezas de nuestros hijos?

СообщениеДобавлено: Вт мар 01, 2005 12:23 pm
Wladimir
Десять заповедей Като Ломб.

Като Ломб - профессиональная переводчица из Венгрии, владеющая многими языками. Для всех осваивающих тот или иной иностранный язык она сформулировала 10 заповедей.

1. Занимайся языком ежедневно. Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут. Особенно хорошо заниматься по утрам.
2. Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не "форсируй", но и не бросай учебу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т.д.
3. Никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста.
4. Выписывай вне очереди и заучивай все "готовые фразы", которые можно использовать в максимально возможном количестве случаев.
5. Старайся мысленно переводить все, что возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.
6. Выучивать прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное.
7. Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, единственного числа. Например: "I am only pulling your leg" (Я тебя только дразню).
8. Иностранный язык - крепость, которую необходимо штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями - носителями языка.
9. Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.
10. Будь твердо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам.
Като Ломб предложила простую формулу, которая определяет результат в освоении языка.
Вот она:
затраченное время + интерес = результат
или, если ее немного уточнить:
(затраченное время + интерес) / стеснение (страх сделать ошибку) = результат

СообщениеДобавлено: Ср мар 02, 2005 5:24 pm
Wladimir
Языковые способности

Каждый нормальный от природы человек способен к усвоению любого языка в любом возрасте. Не существует людей, совершенно неспособных к изучению иностранных языков, хотя языковые способности достаточно сильно варьируют. Действительно, одним язык дается быстрее и легче, другим - медленнее и с трудом. Люди, которые считают себя не способными к изучению языков, либо не хотят заниматься всерьез - тут уж ничем помочь нельзя, либо не знают, как правильно организовать свое обучение и привести его в систему.
Как и во всем другом, при изучении языка результат прямо пропорционален уровню интереса и упорства, затраченного на его реализацию. В любом случае - знать язык даже посредственно - лучше, чем не знать его вовсе.
Приступая к изучению языка, важнее всего иметь хорошую память на слова, умение подражать различным звукам и логически мыслить. При прочих равных условиях преимущество имеет тот, кто лучше и тоньше знает свой родной язык, обладает культурой речи и умеет точно и грамотно выражать свои мысли.
Изучить язык можно в любом возрасте.
Распространенное мнение о том, что взрослому учиться поздно, - заблуждение. Правда, в зрелом возрасте усвоение идет не так быстро, зато более основательно.


Автор: И. Ю. Вухалов
Источник: http://www.multikulti.ru/Strategy/info/ ... o_225.html

СообщениеДобавлено: Чт мар 03, 2005 11:43 am
Wladimir
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБУЧЕНИЯ

1. К несомненному успеху приведет лишь такой метод, который не будет восприниматься учащимся как бремя и необходимость, а будет включать в себя момент развлечения и игры. Давление извне чаще всего вызывает только противодействие. Усвоение происходит гораздо быстрее, если учащийся сам определяет наиболее приемлемый темп и сам мобилизует свою энергию. Самостоятельное решение любой проблемы, в том числе изучений языка,- залог стопроцентного эффекта.
2. Отведите для изучения языка определенное время дня, лучше утреннее,-если вы "жаворонок", или вечернее,-если вы "сова". Старайтесь заниматься в отведенные часы. Заниматься следует каждый день, в неделю можно сделать не более одного выходного. Ежедневные, пусть даже не слишком продолжительные занятия гораздо полезнее многочасового "штурма" раз в неделю.
3. Оптимальная продолжительность занятия - 60-90 минут в день с обязательным 5-10-минутным перерывом или без перерыва, если оно длится не дольше часа. (Сюда не должно включаться время, отведенное на запоминание слов.) Менее чем 40-минутные занятия - малоэффективны. Через 6-9 часов после основного урока полезно сделать 15-минутное повторение того нового, что было усвоено.
4. Постарайтесь устроить себе комфортные условия для занятий: удобное рабочее место, хорошее освещение. Приятный фон создает соответствующий эмоциональный настрой.
5. В процессе обучения опирайтесь на все органы чувств: зрение, слух, движение органов речи и руки. Задействуйте все каналы входа информации, сочетая их работу. Именно тогда усвоение будет особенно прочным.
6. Помните о своей цели, уделяя особое внимание тем видам речи, которые способствуют ее достижению.

СообщениеДобавлено: Чт мар 03, 2005 11:44 am
Wladimir
7. Применяйте свои знания, постоянно практикуйтесь в языке при каждом удобном случае. Используйте для этого перерывы в вашей основной деятельности, время, проводимое в транспорте, ситуации ожидания. Заполняйте практикой в языке любое "вынужденно" свободное время, пусть даже 10 или 5 минут. Не бойтесь говорить и сами с собой.
8. По заранее намеченному плану обязательно повторяйте изученный материал. Только специально организованное повторение обеспечивает прочное запоминание.
9. Не ускоряйте найденный на личном опыте оптимальный темп обучения, так как ускорение может ухудшить ваши результаты.
10. Игровые моменты.
В течение двух последних десятилетий методики изучения языков, включающие игровые ситуации, стали очень популярными. Игра составляет основу интенсивных методов обучения, так называемого "способа погружения". Во всех случаях "погружение" предполагает обучение в группе, в общении с другими учащимися. Однако игровые моменты можно использовать и при самостоятельном обучении языкам. Вот в чем это может заключаться:
- придумайте себе новое имя, характерное для страны, язык которой вы изучаете;
- создайте себе новый имидж - род занятий, профессию, интересы, биографию;
- вживитесь в созданный вами образ. Изучая язык, думайте о себе "изнутри" своего персонажа, как если бы вы были им на самом деле. Оставайтесь в этой роли подольше, она позволит вам по-новому посмотреть на себя и свои способности.
11. Не стесняйтесь постоянно хвалить себя за достигнутые успехи. Уверьтесь в своих возможностях.
12. Не упускайте возможности познакомиться с историей, географией, экономикой, культурой, искусством и литературой страны изучаемого языка.

Автор: И. Ю. Вухалов
Источник: http://www.multikulti.ru/Strategy/info/ ... o_225.html

СообщениеДобавлено: Чт авг 25, 2005 11:17 am
Wladimir
22 уловки на пути к изучению иностранного языка

Все ниже изложенное может быть применено и при изучении ИСПАНСКОГО языка.

Иностранный язык сегодня - это наше все. От знания его зависят перспективы получения достойной работы и дальнейшего служебного роста, удовольствие от отпуска за рубежом, возможность общения в Интернете. Мы составили сборник советов в помощь тем, кто учит язык самостоятельно. Кстати, многие из этих советов применимы к изучению не только английского...
Учить иностранный язык - это у нас "судьба такой". И все мы его учим - в школе, с репетиторами, в институте. Потом идем работать, все благополучно забываем, хватаемся за голову, начинаем "освежать" на курсах, специально едем доучивать за границу... Однако далеко не всегда результаты получаются такими, на какие мы рассчитывали.
К сожалению, наш журнал не снабжает в неограниченном количестве силой воли, крепость которой определяет 50% успеха в этом деле. Равно как не наделяет способностью к языкам, которая обусловливает еще 30% результата. Мы даже не в силах "отмотать назад" ваш возраст, который в ситуации "от 30 и старше" тоже уменьшает ваши шансы. Мы можем помочь вам только советом. Прочитайте, вдруг пригодится?

УЛОВКА 1. Заводим мотор
Мотивация, "рабочий настрой" - главная движущая сила в мире людей. По сути, это уверенность в том, что ты делаешь что-то не зря. Пока вы не решите, что именно дает изучение иностранного языка вам лично, процесс обучения будет малоэффективен. Обязательно сформулируйте свою цель, чем конкретнее - тем лучше. Например, "я учу язык, чтобы получить интересную и высокооплачиваемую работу".
Чем четче будет задача, тем выше результат. Например, цель "Сдать в апреле TOEFL на 600 баллов" лучше цели "Через год-полтора свободно изъясняться на языке". Если вам трудно определиться, выпишите все возможные цели и выберите одну методом исключения. Помните, что это должна быть цель ваша, а не Пушкина или родителей.

УЛОВКА 2. Разогрев двигателя
Поклонникам учения Махариши было известно, что даже простое повторение набора звуков (мантры) способно эффективно настраивать на определенный лад. Сформулировать цель - это только первый шаг. Облеките ее в форму емкого девиза и научитесь подстегивать им себя.
Утром, стоя под холодным душем, выкрикивайте его. Напишите его большими буквами и повесьте над рабочим столом, как дацзыбао. У японцев принято писать лозунги прямо на лбу (точнее, на особых белых повязках), можете попробовать и это. Проговаривайте девиз, открывая и закрывая учебник, как заклинание. Такое повторение является простейшей формой самогипноза и поможет вам настраиваться на рабочий лад.

УЛОВКА 3. Как поедем, командир?
Еще раз задумайтесь о методах. Все ли вы делаете правильно? Для этого нужно попытаться как можно объективнее оценить свои знания, способности и понять, как эффективнее их улучшить. Эту процедуру в языковых школах называют need analysis.
Вы тоже можете использовать для этих целей формализованные анкеты или тесты с ключами. Например, в британских справочниках по грамматике есть тесты, чьи результаты сразу отсылают к темам, которые были выучены вами плохо. Однако лучше попросить оценить ваш уровень педагога, которому доверяете (только не того, с кем будете заниматься, - он может быть необъективен).
Ответьте как минимум на четыре вопроса. С чем у меня основная проблема (грамматика, лексика, разговорная речь или перевод)? Как это оптимальнее исправить (занятия индивидуально или в группе, по каким методикам и пособиям)? Сколько это потребует времени и денег? Сколько я готов на это потратить? Ответьте как минимум на четыре вопроса. С чем у меня основная проблема (грамматика, лексика, разговорная речь или перевод)? Как это оптимальнее исправить (занятия индивидуально или в группе, по каким методикам и пособиям)? Сколько это потребует времени и денег? Сколько я готов на это потратить?
В принципе, можно с самого начала учить язык самостоятельно, однако это чревато заучиванием ошибок, ведь вас некому будет поправить. Нам известен такой случай: на курсы пришел человек с плохим произношением, сносной грамматикой и потрясающе большим словарным запасом, включавшим, однако, довольно много архаизмов. Позже выяснилось, что этот человек, вылечившись от алкоголизма, решил начать новую жизнь и для этого изучить сначала английский язык. Вот только из учебных материалов в его распоряжении оказались лишь довольно старый словарь и грамматический справочник...
С репетитором лучше, особенно на первых порах и если вы начинаете "с нуля". Десять недель интенсивных занятий могут дать вам больше, чем полгода на "классических" курсах. Конечно, это влетит в копеечку, зато вы усвоите азы, поставите произношение и освоите методику, как двигаться дальше.
После этого можно продолжить занятия на курсах, интенсивных или не очень. Неплохие результаты, особенно на первых порах, приносит комбинирование одиночных уроков и занятий в группе, поскольку вы сможете разобраться с преподавателем в том, что осталось непонятым во время коллективной работы. После минимум полугода занятий, получив крепкий грамматический базис и дойдя по меньшей мере до уровня Intermediate (средняя ступень), можно задуматься о поездке на учебу в англоязычную страну. Например, многие школы предлагают суперинтенсивные crash courses, рассчитанные на быстрое оживление "спящих" языковых знаний у иностранцев. Погружение в языковую среду позволит добиться наибольшего прогресса в устной речи, с которой у россиян традиционно проблемы. Однако ехать нужно минимум на две недели, и это стоит $1-1,5 тыс. (в зависимости от страны). Если таких денег у вас нет, ниже мы описываем и другие эффективные и недорогие способы улучшить разговорную речь.
Если ваша цель - сдача языковых тестов вроде TOEFL или IELTS, к ним нужно готовиться особо, по специальным учебникам и методикам (см. №8(9), 1999).

УЛОВКА 4. Есть ли у вас план, мистер Фикс?
Когда цель и методы движения к ней вам ясны, приходит время составить план - расписать, как и когда вы будет двигаться к осуществлению задуманного. Многие этим пренебрегают, однако записанный на бумаге план - это еще один способ держать себя в руках. Пусть ваш план будет не на годы вперед, однако составить его хотя бы на ближайшие месяц-два очень даже целесообразно.
Сразу наметьте свою норму - например, 10 новых слов в день и урок грамматики по учебнику Мёрфи. Если вы добираетесь на учебу или работу не менее 40 минут, один урок вполне можно осилить.
Планируя что-либо, обязательно учитывайте время и прочие ресурсы. Если у вас нет трех свободных часов в день на изучение языка, не пишите это в план. Если у вас нет денег на покупку дорогих учебников, вычеркните этот пункт, найдите другое решение. Главное - не самый новый учебник, а системные занятия. Системность - вот чего обычно не хватает русскому человеку.
Не стоит загонять себя в цейтнот намеренно. Гораздо лучше поступательно двигаться вперед согласно несколько заниженному плану, чтобы шаг за шагом брать намеченные рубежи и получать моральное удовлетворение от успехов, пусть и небольших. Маленькие шаги постепенно сложатся в большой прорыв, вот увидите.

УЛОВКА 5. Растяните сутки
Чтобы времени на занятия всегда хватало, проведите ревизию его использования. Сначала неделю просто фиксируйте, чем занимались и сколько часов на это ушло. Это нудятина, но без нее нельзя. Например, для многих подсчет часов, которые они провели перед "ящиком", сам по себе становится таким откровением, что никакой дополнительной мотивации уже не требуется.
На основании этих записей попытайтесь сократить непроизводительные временные расходы и оптимизировать те, без которых нельзя обойтись. Разумеется, мы не призываем вас ради изучения английского перестать застилать постель. Но по мелочам можно сэкономить всегда, это аксиома.

УЛОВКА 6. Начните сегодня
Главное в плане - точка отсчета, тот момент, когда вы начнете действовать. Обычно в качестве такового выбирают понедельник следующей недели. Это плохая тактика. Не становитесь жертвой страсти к целым числам. Если вы чувствуете, что достаточно настроились, накачали себя, то начните сразу же - сегодня, сейчас. Если у вас и впрямь завал на работе или в учебе, лучше запланировать несколько дней на то, чтобы разобраться с делами.
Многие люди годами покупают учебники, планируя когда-нибудь "взяться за ум" и проштудировать их все. Чем превращать квартиру в склад, назначьте дату, когда вы приступите к занятиям. И сделайте это безотлагательно